БукмекерПаб
Новости

Эрик Буйе: "Петров в "Рено" не из-за денег"

Интервью специальному корреспонденту "СЭ" во время "Гран-при Испании" дал шеф команды "Рено" 37-летний француз Эрик Буйе

- На самом деле, мало кто в России в деталях знает историю появления Петрова в "Рено". А ведь вы один из немногих людей, кому она хороша известна. Как вы нашли этого парня?

- Знаю Виталия уже четыре года. Дело в том, что я пришел в "Формулу-1" из GP2, где был свидетелем его эволюции как гонщика. В прошлом году Петров занял второе место в чемпионате GP2, но я не сомневался в том, что ему по силам было и выиграть, не случись с ним по ходу сезона несколько сходов из-за проблем с техникой.

Когда я возглавил "Рено", мне было поручено подыскать второго пилота. Дескать, ты эксперт, вот и ищи. Передо мною встала дилемма: брать опытного гонщика или новичка. Ни один из действующих пилотов "Формулы-1" не попадал под разработанные мною критерии - либо им нужна была слишком большая зарплата, либо они не подходили по человеческим качествам. Личностный фактор учитывается не меньше, чем мастерство пилотирования, во всяком случае, в "Рено".

Так вот, я остановился на варианте с новичком. В моем шорт-листе было два-три имени, в том числе и Петрова. Потом мы обсуждали эту ситуацию с владельцами "Рено", и когда те спросили мое мнение, я ответил, что по спортивным, политическим и экономическим соображениям команде нужен новичок. Владельцы изучили мой список и задали только один вопрос: "Лучшая кандидатура с точки зрения гонок?". Я назвал Виталия.

- Этого оказалось достаточно, чтобы Россия получила первого в своей истории пилота "Формулы-1"?

- Разумеется, в случае с Виталием мы просчитывали немало факторов. Удачно сошлось то, что "Рено" начала собирать машины на территории России. Кроме того, мы понимали, что ваша страна еще не слишком погружена в мир "Больших призов" и представляет определенный интерес в качестве неизученного еще спонсорского рынка.

- Разве вас это не настораживало?

- Не сказать, чтобы очень. В конце концов, у нас перед глазами был опыт Испании, которая до появления Фернандо Алонсо была исключительно мотогоночной, если позволите так выразиться, страной. За эти 10 лет Испания вышла совершенно на новый уровень не только понимания автогонок, но и спонсорства, инфраструктуры и многого другого.

- Итак, подведем итог. Вы выбрали Петрова потому, что он, во-первых, новичок. Во-вторых, быстрый гонщик. В-третьих, чтобы удовлетворить пожелания спонсоров. В-четвертых, чтобы развивать новый рынок "Формулы-1".

- Да.

- Один британский репортер здесь, в Барселоне, прямым текстом сказал Виталию, что после Китая в мире "Формулы-1" значительно поубавилось людей, считающих, что он попал сюда из-за денег, пришедших с ним в команду, а не из-за гонщицкого таланта. Как вы вообще относитесь к таким разговорам?

- Обычные для "Формулы" разговоры. Я уже устал всем повторять, что мы взяли Петрова не из-за денег. Можно я вам на бытовом уровне объясню? Даже если предположить, что Петров принес в команду пять, нет, десять миллионов евро - все равно это совсем небольшая часть командного бюджета. "Рено" не живет на деньги Петрова! Проблема в том, что в мире "Формулы" люди порой мыслят примитивно. Ага, Петров - русский, значит, им понадобились русские деньги. Когда наконец Виталий доказал всем, что чего-то стоит как пилот, многие так удивились: "Ух, какой он быстрый, оказывается!" Но я знал это и раньше (улыбается).

- Мы наблюдаем Петрова лишь в гоночные уик-энды, а вы - за ежедневной работой. Удовлетворены его прогрессом и отношением к делу в целом?

- Полностью. Для любого молодого гонщика, да и человека просто, так естественно поддаться эйфории, когда добился в жизни чего-то серьезного. Поднять руки над головой, сказать себе: "Да, я это сделал!" Но Виталий прекрасно понимает, что главная работа только началась. Уровень здесь невероятно высок. У Виталия были определенные амбиции, которые после первых гонок, скажем так, претерпели изменения, и мне это нравится. Он погружен в жизнь команды, меня устраивает его отношение к делу, стиль его жизни.

- В Китае Петров взял первые очки, и в России, как мне кажется, его стали несколько переоценивать. Ждать от него пьедесталов, шампанского. Это после четвертой-то гонки в карьере!

- Понимаю. У Виталия есть талант и масса других конкурентных преимуществ. Единственное, чего ему не хватает, так это опыта. Правда, это едва ли не главное условие для того, чтобы быть по-настоящему быстрым в "Формуле-1". Петрову нужно время, а еще набраться терпения, как, например, это сделали мы в "Рено". Он хорошо действует в тренировках, квалификации (пускай сейчас в Испании у него возникли проблемы), а также в гонках. Ровно в тот момент, когда у Виталия получится "идеальный уик-энд", он будет в состоянии заехать в первую тройку. Так что Россия вполне может мечтать о пьедестале уже сейчас.

- Как бы вы охарактеризовали Петрова как личность? Он спокойный, терпеливый?

- Спокойный - да. Терпеливый - нет, не очень. (Улыбается.) Впрочем, как и все мы здесь. Он полностью отдается делу, которым занимается, и крайне в нем заинтересован. Вообще Виталий очень приятный парень.

- Достаточно ли он coachable (этот английский термин можно перевести на русский только примерно - обучаем. - Прим. С.Б.) для того, чтобы стать пилотом первой шестерки?

- Уверен, что да. Для него в "Рено" созданы все условия для профессионального роста. Поймите меня правильно, я не гарантирую, что Петров станет топ-пилотом, это слишком абстрактные рассуждения, но я могу заверить, что у него есть способности для этого. Все зависит только от него. Виталию нужно проделать массу работы. Массу! Так что пусть пока не думает ни о шампанском, ни о разных там podium girls - только учится и работает!

- Петров бегло говорит по-английски, практически все понимает с первого раза в разговоре с носителями языка. Этого достаточно для полноценной коммуникации с инженерами и механиками команды?

- Все о’кей. Тем более что его английский улучшается.

- Во всей "Формуле" всего два пилота, Петров и поляк Роберт Кубица, родом из Восточной Европы, и оба выступают в "Рено". Почему?

- Просто совпадение.

- Петров сказал в интервью "СЭ", что ему не хватает общения с Кубицей, скажем так, на профессиональные темы. Это обычная для "Формулы" ситу-ация?

- Нормальная. Давайте не будет забывать о том, что во время "Гран-при" они конкуренты. Кроме того, Виталий, возможно, ожидал, что Роберт на правах более опытного коллеги станет его как-то опекать. Но, видимо, этого не произошло. При этом подчеркну, что Роберт достаточно дружелюбен по отношению к Виталию, чтобы отвечать на все вопросы, если у того они возникают.

- Вновь и вновь мы слышим, что Кубица вот-вот покинет "Рено" ради контракта с "Феррари". Последняя новость, что он даже подписал предварительный контракт со Скудерией. Понимаю, что вы устали говорить и на эту тему, тем не менее она российских болельщиков интересует, так сказать, напрямую.

- Это чистой воды слух. Роберт счастлив в "Рено". Скажу больше - мы с ним ведем переговоры о контракте на следующий сезон. Штука в том, что, если он будет чувствовать себя в команде нехорошо, я первым скажу: "Роберт, уходи, если хочешь". Есть масса гонщиков, которые мечтают попасть в нашу команду. Мечтают! И они будут счастливы и безмерно благодарны, если я скажу им "да". Повторяю, у нас с Робертом все в порядке.

- Теоретически в случае ухода Кубицы вы готовы доверить Петрову роль первого номера команды или скорее подыщите другого опытного пилота?

- У меня нет желания теоретизировать, извините. Виталий провел всего пять гонок, и он просто не готов стать первым пилотом. И это абсолютно нормально. Давайте дадим ему провести полный сезон, прежде чем я отвечу на этот вопрос.

- В "СЭ" проходила информация о том, что Петров должен набрать 40 процентов очков от результата Кубицы по итогам чемпионата мира для того, чтобы подписать контракт на следующий сезон. Что скажете?

- Неправда.

- И все?

- В контракте есть пункт, согласно которому в случае недовольства команды гонщиком она может не продлевать договор. Во всяком случае, это всегда открыто обсуждается. Так принято. Я не хочу быть под одной крышей с теми, кто, как мне кажется, делает свою работу плохо, и не вижу здесь ничего экстраординарного. Но если я хочу сохранить гонщика, и тот не против, мы садимся за стол и договариваемся.

Сергей БУТОВ
Барселона - Москва

ставки на спорт