БукмекерПаб
Новости

Футболки фартовые и прибыль приносящие

Болельщики "Спартака" глубоко привержены традициям. К тому, в какой форме играет их любимая команда, правильно ли изображен на ней ромбик, многие относятся с поистине религиозным трепетом. Такое неравнодушие, по меньшей мере, достойно понимания. Но периодически то непредвиденные обстоятельства, то совпадение с цветовой гаммой соперника вынуждали команду "перекрашиваться", и эти эксперименты приносили результаты абсолютно противоположного свойства.

Если осенью 1993 года "Спартак", облачившийся в синие футболки, потерпел в Монако разгром - 4:1, а десять лет назад не устоял в Лондоне против "Арсенала" в черных майках с белыми плечами (1:0), то в 80-е годы чужая экипировка ему ничуть не мешала. В 1983 году в Тбилиси произошла путаница, спартаковцам пришлось одалживать форму у местного "Динамо", и ничего - обыграли "Кельн" (1:0). А спустя четыре года багаж команды затерялся по пути в Белфаст, и против "Гленторана" приемлемой ничьей она добилась в предоставленных североирландским магазином майках в красно-черную шашечку.

С "Аяксом" же отношения и вовсе замысловатые. В 1998 году "Спартак" шокировал всех, выйдя на поле "Амстердам Арены" в футболках в красно-черную полоску, и неожиданно победил соперника, который тогда принадлежал к числу европейских грандов - 3:1. Теперь история во многом повторилась. УЕФА обязал гостей играть в заявленном ими запасном комплекте, в данном случае черных майках и трусах, - и снова российский клуб взял верх над голландским. Интересно, если судьба их опять сведет, воспользуется ли "Аякс" правом выбирать цвет на правах хозяина поля или передаст его москвичам?

В день матча я случайно встретил в Амстердаме авторитетного в фанатских кругах "Спартака" болельщика, который сообщил мне, что пойдет на стадион в той самой красно-черной футболке, в которой Александр Ширко 13 лет назад забил "Аяксу" три гола: два - в Амстердаме, один - в Москве. Сам Ширко якобы очень хотел бы вернуть себе эту футболку, в которой он провел самые памятные в своей биографии матчи. Ведь после победы в Голландии в "Спартаке" решили на удачу, или, как говорят футбольные люди, "на фарт", сыграть в полосатых майках и в Лужниках.

Как знать, может, и черная форма, в которой столичный клуб предстал в четверг на "Арене", будет признана счастливой?

В принципе, обновлять форму выгодно, как бы кощунственно  для многих ни звучало. Выгодно в коммерческом плане. И это давно смекнули на Западе, где, по крайней мере, дизайн меняется постоянно. Цвета могут оставаться неизменными, но появляется другая окантовка, иначе размещаются какие-нибудь полосы - да какие только коррективы не выдумает изобретательный мозг! Это в России с нашими экономическими проблемами или психологией, ими порожденной, многие приобретают атрибутику чуть ли не на всю жизнь. Там же любители футбола кинутся скупать новую серию клубной продукции, как только прознают о ее выпуске. 

Национальных сборных эти пертурбации, впрочем, тоже касаются. Если кто-то удивлялся облачению российской сборной в футболки цвета кремлевской стены, а потом отказу от формы, к которой мы не успели толком привыкнуть, то ответ надо искать в плоскости торговли.

Даже клубы со славной историей и почитаемыми традициями изыскивают коммерческие ходы, и в этом плане еврокубки представляются очень привлекательным полем деятельности. Приведу пример "Марселя", в принципе вечно бело-голубого, как наше "Динамо".

В 1998 году, когда отмечалось столетие французского клуба, специально для матчей в Кубке УЕФА были выпущены футболки золотого цвета. И с той поры в "Марселе" повелось из года в год еврокубковую форму менять радикально. В следующем, 1999 году команда предстала на международной арене в черном, потом она одевалась в светло-сиреневое, черно-желтое и т.д. В 2007 году была претворена в жизнь идея сделать еврокубковый комплект оранжевым. То был реверанс в сторону фанатской группировки South Winners, члены которой активно используют оранжевый цвет в своем перформансе. Пошло это после того, как в 1989 году во время матча с "ПСЖ" они решили выразить негативное отношение к крайне правым парижским фанам и надели черные куртки, которые уважают скинхеды, наизнанку. "Апельсиновые" футболки "Марселя" пользовались колоссальным спросом.

К слову, в этом сезоне в средиземноморской столице Франции опять новая еврокубковая "фишка": в Лиге чемпионов команда выступает в черных футболках с продольной зелено-желто-красной полосой, задуманной как дань уважения Африке. И чем это отличается от ненавязчивых советов модельеров, что надо носить предстоящим летом?

Александр ПРОСВЕТОВ

ставки на спорт